Форум » Клубы по интересам » Разрушение святыни » Ответить

Разрушение святыни

Alex: Разрушение святыни Из постановления президиума Кировского облисполкома № 1963 от 21 октября 1938 г. "О закрытии Луговской церкви Советского района": "... Церковь три года не функционирует... Община распалась... Церковь закрыть... По ходатайству трудящихся передать ее райисполкому под культурные мероприятия. Подписи -- Рякин, Новиков". И. М. Бусыгину, инспектору госдоходов, выдается удостоверение за подписями Пушкарева, Городилова, Созина, дающее право на реализацию и ликвидацию всего церковного имущества. Тысячи подобных постановлений вынесено в 30-е и последующие годы прошедшего века органами советской власти, после чего ломались не только главки с крестами, но и судьбы священнослужителей, жизненный уклад общества, сложившийся за многовековую историю. В 1921 году около деревни Луговой на другом берегу р. Немды жители близлежащих селений организовали приход и начали строить деревянную церковь с одним приделом во имя Казанской иконы Божьей Матери. Здание строилось по собственному плану на деньги прихожан. Размер здания 12*10 сажен, 6 аршин в высоту. Церковь с 11 окнами, обшита и крыта тесом, снаружи побелена. Крыльцо каменное, крыто тесом. Земельный участок занимал площадь чуть более двух гектаров. В феврале 1923 г. благочинный протоиерей Кукарского Троицкого Собора Владимир Ковин передает в церковь богослужебные принадлежности, которые под роспись получают члены церковного совета: П. А. Домрачев из д. Тяптичи, С. П. Долгошеин из Луговой, И. И. Полушин из Дубовой, Ф. А. Глазырин -- из д. Камень и др. Всего 20 человек. В это же время передается имущество Козельщанской церкви, ликвидированной женской мысовской общины, в том числе иконостас с иконами, 7 колоколов. А всего колоколов было 12 (самый большой весил 30 пудов и 39 фунтов), 99 икон, 104 книги, всего имущества 151 наименование. Через год, тоже в феврале, община верующих церкви заключает договор с Ильинским волисполкомом о принятии здания и богослужебного имущества в бессрочное и бесплатное пользование. Договор подписывают председатель волисполкома Н. Я. Николаев и прихожане Луговского прихода. За короткое время существования церкви в ней сменилось несколько священников. В 1924-1927 гг. настоятелем храма был Павел Попов (потом уехал в Челябинск). С 1927 г. -- священнослужитель Михаил Бушневский. В 1930 г. -- Петр Овчинников, 1931 г. -- Василий Лунжин (он умер 19 октября 1931 г. и похоронен на приходском кладбище), 1932 г. -- Петр Иванов, 1932 г. -- Петр Дудин. Приход состоял из 19 селений около села Луговского. После закрытия в 1938 г. церкви все имущество было изъято и отправлено на заводы ОЦМ на переработку и в заготовительные пункты "Союз-Утиль" и вторичного сырья. В ноябре 1938 г. здание церкви принял председатель Луговского сельсовета Лузин, а от общины верующих расписался Печинин. Ныне нет и признаков существования когда-то радовавшего душу прихожанина храма. Приходу Казанско-Богородицкой церкви села Луговского в сентябре 1925 г. Советским волостным исполкомом была передана "Талицкая" часовня, имеющая древнюю интересную историю. В 1864 г. в этой часовне побывал и записал легенду о её возникновении управляющий Вятской удельной конторой П. В. Алабин: "В Ильинской волости яранского уезда близ деревни Косогор, на берегу р. Немды, при впадении в нее ручья, бегущего из оврага, существует несколько раз обновлявшаяся, но по первоначальному своему сооружению весьма древняя часовня. Построена она в память следующего события: устюжские купцы, возвращаясь с товарищами из путешествия на восток, остановились на этом месте лагерем; окрестные жители, воспользовавшись их беспечностью, напали на них, перестреляли всех с близлежащего крутого берега из луков и разграбили их имущество. Устюжские родственники убитых на этом месте построили часовню и, отыскав тела погибших, похоронили их под нею. Впоследствии священники ближайшего села стали по приглашению устюжан служить в этой часовне панихиды по убитым. Со временем на эту панихиду стало стекаться множество народу, и у этой часовни образовалась ярмарка. Затем суеверие взяло свое, кости убитых устюжан начали считать чудотворными, мы сами видели, что ими трут больные части в желании исцеления. Вышеупомянутый ручеек или ключ проведен под часовню, где он пробегает по костям погибших устюжан, а потому сама вода эта также считается целебною и толпы богомольцев теснятся в темном подвале часовни, полощась в целебной воде и в то же время употребляя эту воду, как спасительное средство от внутренних болезней. Мы интересовались приобрести черепа из-под этой часовни, но не успели". До передачи этой часовни Луговскому приходу она принадлежала Вознесенской церкви с. Ильинск, находилась между деревнями Косогор и Долбилово, внизу на берегу, на ровной луговине, при впадении ручья в р. Немду. Часовня была деревянная, размером 10*8 и в высоту 4,5 аршина. Каменное крыльцо, обшитое тесом 83 аршина, крыша над всей часовней тесовая. Внутри ее -- иконостас с девятью иконами. Все иконы древние, написаны на дереве, ветхие. Среди них "Воскресение Христово", "Пророк Илия", "Великая мученица Наталия", "Святой мученик Федор" и другие. Еще 3 аналоя, 4 подсвечника, 4 лампады и стол. "Талицкую" часовню постигла та же участь, что и множество других. В 1937 г. она была продана Ильинскому сельпо и разобрана. Местные жители сообщают, что, когда ломали часовню, серебряный крест с нее был тайно закопан в горе, из-под которой вытекает родник. Вода, омывая его, становится святой. В 80-х годах при лабораторном исследовании в воде обнаружено содержание ионов серебра. И сегодня хорошо видно место нахождения часовни -- это земляное возвышение прямоугольной формы со значительным углублением внутри. Из-под высокой горы со стороны деревни Косогор бьет мощный ключ, прозрачный, искрящийся на солнце. Ранее он бежал по деревянным лоткам через подвал часовни, а ныне соединяется с ручьем, текущим по оврагу. Не забыто это место и поныне. На седьмой неделе по Пасхе одиночные богомольцы и небольшие группы посещают святой ключ. Рассаживаются на возвышении фундамента часовни и, совершая трапезу, поминают усопших, а у истока ключа оставляют вещи -- вязаные носки, платки, овечью шерсть и монеты, как бы откупаясь этой жертвой за поругание над святыней, с надеждой, что пошлет Господь Бог прозрение на ныне живущих и возродится былое вновь. По архивам Советского музея А. Репин. P.S. Просьба к жителям прихода Луговского, у кого сохранились фотографии, выслать в редакцию.

Ответов - 0



полная версия страницы