Форум » Встречи, общение » И все таки я нашёл Глекмашор. » Ответить

И все таки я нашёл Глекмашор.

ЮК: Прошлогодняя поездка по поиску Глекмашора не привела к успеху. Оказалось, что я был почти рядом с тем замечательным ручьём, но он мне не открылся. Может это было в разгар лета, когда зелёная и мощная растительность поглащает в себе всё окружающее. И вот две недели спустя ребята из клуба 4х4 Киров побывали на том ручье. Скинули мне навителовские координаты, и я окрылённый мечтой уже точно знаю где он находиться на карте и непременно его найду. Поездка состоялась сегодня. Забиваю координаты в навигатор и отправляюсь в путь. Подъезжаю к селу Вотское (Лебяжский район), а точка прибытия немного за селом. Сразу берёт сомнение в точности данных мне координат. Пытаюсь их забить в ОЗИК. Не получается. День идёт к концу. Решил ехать по старому прошлогоднему маршруту. Приезжаю в заброшенную деревню Глекмашор. Вижу, вниз к речке Глекмашорке идет натоптанная тропинка. Следы автомобилей. Значит я на верном пути. Иду метров 400. Слашен шум воды. И вот на крутом левом берегу виден плакат "Памятник природы. Ручей с карстовым гротом". Ну вот я у цели. А вот что пишет Ворончихин в своей книке "По Вятскому краю" о Глекмашоре. Глекмашорка течет по щебенчатому ложу глубокого оврага с довольно крутыми и высокими склонами. Слева по ходу над оврагом тянется единственная улица деревни Глекмашор. Напротив ее центра с левого склона в речку стекает мощный ручей. Он берет начало из источника, расположенного в верхней части короткого оврага. Именно этот ручей и является еще одним уникальным объектом природы нашей области. В русле ручья несколько ступеней. Самая высокая из них достигает трех метров. С этой ступени вниз падают бурные струи воды, образуя небольшой водопад. Уступы ручья созданы выходами пластов известняка и известкового туфа — пенистых крупнопористых известковых отложений пресноводного источника, вода которого богата солями кальция. Они образуют уступы, разнообразные натеки и корки. Их активное строительство идет там, где подземные холодные и насыщенные углекислым газом воды активно перемешиваются и дегазируются. Значительную роль в создании туфов играют различные мхи, лишайники, растительный опад и водоросли. Все они пропитываются солями кальция и участвуют в формировании своеобразной структуры туфов. Солнце почти не проникает сюда. Вода шумит, бурлит, разбивается на множество пылевидных капель, моросью оседающих на замшелых валунах и стволах деревьев. Здесь всегда влажно и сумрачно. В летний зной в овраге можно отдохнуть от палящей сухости и яркого солнца. Склоны покрыты густыми еловыми зарослями. Самое удивительное находится рядом с водопадом — в небольшом гроте глубиной не более полутора метров. Свет фонаря делает. его сказочно-таинственным, а взору открывается картина, которую встречают спелеологи только глубоко под землей, в обширных карстовых пещерах. Среди кальцитовых и туфовых натеков, всевозможных корочек с потолка грота свисают различных размеров сталактиты, а навстречу им со дна поднимаются сталагмиты всевозможных форм. В лучах фонаря сверкают капли воды... Действительно, необычайно удивительная картина! И все это на поверхности, а не под землей! Подошел, заглянул, как в форточку ...Все сооружения природа создала большей частью из известкового туфа-травертина. В воде ручья содержится настолько много солей кальция, что все предметы, попадающие в нее, со временем покрываются самой настоящей каменной «броней». Корни деревьев, веточки и травинки, даже хвоя елей — все в каменном чехле. Толщина его тем больше, чем дольше предмет находится в воде ручья. Так, например, достоверно известно, что в ручье полтора года пролежал кусок толстого резинового шланга (местные жители пытались наладить водозабор). За это время он покрылся каменным чехлом толщиной почти в сантиметр. Иначе говоря, скорость отложений солей кальция составляет почти 0,5 миллиметра в месяц! Но не только сталактитовый грот достоин восхищения. Поднимаясь вверх по руслу ручья, на каждом туфовом уступе видишь небольшую плотнику, подпруживающую воду. Плотинки эти — аналоги пещерных образований — туров, вызывают удивление даже у специалистов-геологов, настолько они необычны и редки для наших умеренных широт! Литературные источники отмечают их только в местностях с мощными покровными известковистыми породами или гипсами, да к тому же и жарким климатом: в Турции, Африке, Центральной и Южной Америке. Гуры образуются на краях уступов за счет отложения уже упоминавшихся солей кальция. Основателями их и строителями выступают углекислый газ и вода. Дело в том, что холодная вода источника содержит значительное количество этого газа. Попадая с глубины на поверхность, поток начинает быстро терять его. Причина в том, что многие из химических соединений, переносимых в растворе, обладают очень слабой растворимостью и находятся в неустойчивом состоянии. И любое изменение свойств воды (температура, перемешивание, активное испарение, изменение газового состава) немедленно вызывают выпадение химического осадка. Потеря части углекислого газа при соприкосновении с воздухом приводит к осаждению крошечных кристалликов карбоната кальция (кальцита). Постепенно накапливаясь, год за годом, микрочастицы образуют корочки, наросты, натеки и прочие пещерные образования (сталактиты — каменные сосульки, сталагмиты — поднимаются им навстречу со дна пещер, сталагнаты — колонны от пола до потолка). Это и происходит здесь, на притоке Глекмашорки. Гуры растут там, где идет наиболее активное перемешивание воды ручья из-за наклона русла, каких-то препятствий или при падении ее с уступов. Где этого нет — нет и скоростного осадкообразования, идет равномерное плоскостное отложение солей. В результате получаются ровные ступеньки дна небольшого водоема, ограниченного гурами. Высота гуров Глекмашорки небольшая, не превышает 20 сантиметров. Они полностью перекрывают русло ручья, заставляя воду бурлить, переливаться через верх плотинок и отдавать им соли кальция для дальнейшего строительства. Эту небольшую по площади частицу уникального подземного мира на поверхности природа создавала длительное время. Он чрезвычайно хрупок и раним, может быть уничтожен в считанные мгновения! Поэтому не спешите брать в руки молоток! Обломки кальцитовых сталактитов, корочек, всевозможных натеков и «бронированных» ветвей во множестве валяются на дне ручья. И всегда можно отобрать несколько образцов для коллекции без особого ущерба для Глекмашорки. Главное — не выламывать их из стенок грота и не разрушать гуры. Я взял только впечатления и фотоснимки.

Ответов - 21

ЮК: Вот что я увидел. Да и осень добавила красок.

crek: здорово! а фото?

кочевник: т.е. пешком от деревни (к которой можно доехать и на наших пузотерках) метров 400 ?


ЮК: От Вотского пойдёшь пешком. На обратном пути выдернули из грязи ВАЗ-2106. Куда мужик едет с бабой на ночь глядя? Там и деревень жилых нет. На мой вопрос: "А как дальше поедешь?", ответил: "Мы тут сами".

кочевник: ЮК пишет: На обратном пути выдернули из грязи ВАЗ-2106. Куда мужик едет с бабой на ночь глядя? мне утром на скалах тож мужик с бабой на шестерке встретились, куда в 7 утра они там направлялись? может эти же бедолаги???

goshaSN: ну нравиться им так!!!

ЮК: кочевник пишет: может эти же бедолаги??? Они на малиновой шестёрке были.

кочевник: посмотрел фотки - надо ехать...

Alex: кочевник пишет: посмотрел фотки - надо ехать... Ты не поверишь-но на Байкале еще круче. Тоже надо ехать.

кочевник: сколь видел фоток с Байкала - поразила лишь "шаманка" да льды и торосы зимой.

Alex: так и скажи - он тебя еще не позвал.

ЮК: Уезжая домой увидели далеко посередине поля стояло одинокое дерево на небольшом холмике, которое решили сфотографировать. Подъезжать близко не стали. При разборке фоток на компьютере, оказалось что под сосной стоит какая то табличка. Заинтересовало. Вот ещё один повод вернуться в Глекмашор.

ЮК: Окрестности Глекмашора.

кочевник: после недолгих плутаний и звонка ЮК'у нашел это заповедное место

Alex: Ниагара!

кочевник: а всё-таки этот ручей покрасивей наших водопадов будет

Макароныч: Всё собирался сгонять туда, но на 4х4киров говорили о 2 дорогах к поселку. Через какую все-таки лучше ехать, чтобы не засесть по самые мосты?

кочевник: Макароныч пишет: но на 4х4киров говорили о 2 дорогах к поселку так это у них и спрашивай мы по одной ездили. если сухо - то и на легковой вполне можно проехать.

кочевник: вышенаписаный репортаж ЮК'а о Глекмашоре попал на областной сайт - http://adsl.kirov.ru/projects/articles/2016/02/07/glekmashor/

ЮК: Вчера, 3 сентября я вновь посетил Глекмашорку. У нас было большое путешествие по родному краю. Но главное не об этом. И это даже не новость, а целая сенсация, то что я обнаружил. Если посмотреть выше мой отчёт о Глекмашорке 2010 года, где моя последняя загадочная фотография, которую я сделал на большом расстоянии и только дома я смог разглядеть маленькую табличку на небольшом бугре земли с растущими на нем двух небольших сосен. В этом году это поле сплошь заросло бурьяном, высокой сорной травой и небольшими деревцами. Дороги разумеется ни какой уже не существует. Пришлось ехать по каким -то следам примятой травы. И так сложилось что путь лежал мимо этих сосен, я заметил отчётливо какую то табличку с надписью. Это заинтересовало ещё больше. Подъезжаю ближе и читаю. Вот так находка! Редко такое можно увидеть, что катастрофа отмечена вот таким памятником непосредственно на месте крушения самолёта. На моей памяти это второй. Первый памятник я видел Юрию Гагарину вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области, погибшему в авиационной катастрофе. И вот что стало причиной гибели этого самолёта. 20 июня 1961г. катастрофа самолёта Ту-16К-10 (Ту-16К-10 - ракетоносец для ракеты К-10С. В носу была установлена радиолокационная станция ЕН. Для второго штурмана определили место в гермокабине в бомбоотсеке), аэродром Казань, командир корабля Каримов Амир И. Ту-16 № 6205101 Выполнялась отработка задания по дозаправке в районе Параньга – Медведки на высоте 6000м. В полете экипажи ракетоносцев сделали две неудачных попытки сцепки, после чего командир заправляемого Ту-16 Анвар Каримов передал по связи о своем решении прекратить эксперимент. Однако его однофамилец - командир заправщика Амир Каримов предложил попытаться еще раз. Самолеты снова сблизились, но вышло так, что заправляемый слишком резко накрыл шланг крылом, видимо, сказалось перенапряжение летчиков. Конец шланга перехлестнул элерон и оказался защемленным в нем. Заправляемый Ту-16 тут же свалился в крутую левую спираль. Команду командира «Прыгайте!» выполнил только помощник командира корабля В.А. Свиридов. Он катапультировался, но стабилизатор падающей машины рассек стропы парашюта, и летчик разбился. По другим сведениям он не успел притянуться и ударился ногами о край люка. Больше никто покинуть машину не смог, включая и командира, который до последнего пытался вывести машину из губительного крена. Погибли 6 человек. Комиссия, расследовавшая ЛП, кроме прочего, вынесла вердикт о непригодности заправочного шланга. Обнаружилось так же, что в графе техпаспорта, разрешающей эксплуатацию этого изделия, не оказалось подписи военпреда. Погибли: А.И. Каримов, В.А Свиридов, B.С. Демидов, А.И. Воробьев, Г.А Бадьянов, И.Д. Столяров. Но были случаи, когда такой же самолёт ТУ-16 в критической ситуации спасали. 28 сентября 1954г. Ту-16 №1880001 Молчанов Г.С. с правого места Куйбышев В 13-м сдаточном испытательном полете предстоял полёт с выходом на предельные перегрузки. По результатам прочностных испытаний ОКБ установило максимально допустимую перегрузку равной 3.17 единиц для веса самолёта 55т; для веса 65 т перегрузки лимитировалась значением 2,6. Командир счёл возможным совместить испытательный полёт с проверкой техники пилотирования молодого лётчика А. И. Казакова, который занял левое кресло. Набрав высоту 9000 м, экипаж приступил к выполнению задания. Назначенную перегрузку намеревались получить при выходе из пикирования, однако при попытки дотянуть её до нужного значения взятием штурвала самолёт сам пошёл вверх, всё круче задирая нос. Машину затрясло, и с выходом на закритические углы атаки она сорвалась в штопор. Самолёт, не подчиняясь управлению, валился в низ в глубокой спирали с нарастанием скорости и перегрузки. При потере 4000 метров высоты командир корабля отдал приказ покинуть самолёт и тут же катапультировался. Резкая декомпрессия оглушила второго лётчика, кабина заполнилась снежным туманом и страшным рёвом воздушного потока. Растерявшийся штурман, полз к аварийному люку. Приборная скорость достигла 1000 км/час, в полтора раза превысив ограничения по скоростному напору. Казаков пытался вывести самолёт в горизонтальный полёт, но пересилить штурвал ему не удавалось. Перегрузка в штопоре достигла 4,2, перевалив за все возможные пределы. Лётчик услышал хруст металла, не выдержавшего колоссальных нагрузок. Однако машина не развалилась и даже стала гасить скорость. Оказалось, что не выдержали замки стоек шасси и те вывалились в поток, тормозя самолёт и заставляя его опускать нос. Угол атаки уменьшился, скорость упала до того, что лётчик ощутил податливость управления. Вцепившись в штурвал, он выжал усилие под сотню килограммов и сумел-таки вытянуть машину у самой земли, на высоте какой-то сотни метров, как потом сам рассказывал - "отчётливо видя траву на лугу". Первой мыслью после пережитого было садиться на вынужденную прямо на брюхо, поскольку не было уверенности, что стойки шасси встанут на замки. Однако самолёт вёл себя нормально, слушался лётчика, что позволило довести его до аэродрома. Последним испытанием стала сплошная облачность, закрывшая полосу, заходить на которую пришлось при помощи РЛС. Лётчик справился и с этим испытанием, выполнив нормальную посадку. Покинувший самолёт Молчанов погиб - в спешке он не притянулся к сидению и его парашют при катапультировании вырвало воздушным потоком, разорвав в клочья. Пострадали и два стрелка в задней кабине, поспешившие выполнить команду на катапультирование, из-за чего их сидения столкнулись при выходе в поток. Бортрадист Калачёв остался жив, а стрелок Сережников погиб. Расследовавшая происшествия аварийная комиссия отметила, что одной из причин происшествия явились недостатки самолёта по системе управления, выразившиеся в невозможности экипажу преодолеть возникшие нагрузки на рулях при выходе на большие перегрузки. Явственно читалась необходимость оснащение тяжёлого самолёта гидроусилителями в системе управления, но ответом была резкая отповедь представителя ОКБ, защитившего честь завода. Взамен было вынесено определение в адрес лётчиков, проявивших "слабую теоретическую подготовку и недостаточную лётную тренировку". При всей резкости такой характеристики она не помешала награждению А.И.Казакова, которому месяцем спустя было присвоено звание Героя Советского Союза. Так или иначе, но была спасена первая машина завода, обследование которой не обнаружило существенных повреждений. Построено ТУ-16 1511 самолетов. Потеряно в катастрофах 122 самолета. Погибло 591 человек личного состава и 31 человек граждан. ТУ-16

Alex: Отличное расследование! очень познавательно!



полная версия страницы